Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 78308
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ур..ган
2) заг..релый
3) сотв..рить
4) угр..жать
5) ст..нов­ле­ние
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ч..ртёжный, пр..вет­ство­вать
2) затр..щать под но­га­ми, пр..воз­но­сить
3) непр..хот­ли­вый, ст..пен­дия
4) заб..рёт, неисч..рпа­е­мый
5) бл..стать, вет..ран
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых все слова на­пи­са­ны пра­виль­но:

1) про­ти­рать, за­бле­стеть, рас­сте­лить
2) цыган, стан­ция, предыс­то­рия
3) празд­ный, ил­лю­зия, фут­бол
4) объ­езд, саги­ти­ро­вать, пъ­еде­стал
5) без­це­ре­мон­ный, от­бро­сить, при­о­ри­тет
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..сткий
2) собач..нка
3) силь­ный ож..г
4) пре­вращ..н
5) под плащ..м
5.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) кар­точ..ка
2) зажеч..ся
3) кур..ёзный
4) много про­звищ..
5) под..езд
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) сры­ва­ющ..мся го­ло­сом, на этой ка­ру­сел..
2) при сов­па­де­ни.., крас­но­ар­ме..ц
3) винт..к, на про­шедш..й не­де­ле
4) зимн..м днём, про­тал..нка
5) обидч..вый, дож­дич..к
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) засе.. нные поля
2) она высуш.. т обувь
3) об­те­ка.. мый
4) вы­нянч.. вшая нас
5) зав­тра выпиш.. шь га­зе­ту.
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) 1) ис­пу­га..ый зверёк, беше..о мчать­ся;
2) 2) ва­ри­ан­ты тща­тель­но мной про­ду­ма..ы, мали..ик;
3) 3) дрес­си­ро­ва..ый мед­ведь, мочё..ые яб­ло­ки;
4) 4) тка..ое ба­буш­кой по­кры­ва­ло, го­су­дар­стве..ый гимн;
5) 5) ше­дев­ры подли..ы, утончё..ость.
9.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) дива..ый, рыба силь­но за­мо­ро­же..а
2) де­вуш­ка так­тич­на и вос­пи­та..а, об­ду­ма..ый
3) кваше..ая утром ка­пу­ста, га­зи­ро­ва..ый
4) пудре..ица, свяще..ый союз
5) стуже..ый, яв­стве..о
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Че­ло­век (1)н.. может (2)н.. лю­бить лес, по­то­му что с ним свя­за­на вся наша жизнь: он наш кор­ми­лец, без­от­каз­ный по­став­щик сырья и хра­ни­тель уро­жа­ев. Что (3)н.. го­во­ри, а (4)н..что (5).. срав­нит­ся с ним в щед­ро­сти и мно­го­об­ра­зии даров.

1)  
2)  
3)  
4)  
5)  
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)след­ствие по делу о хи­ще­ни­ях вме­шал­ся сам пре­фект го­ро­да.
2) Он свист­нул, и стая бро­си­лась (в)рас­сып­ную.
3) Над сто­лом висел боль­шой аба­жур (в)виде ко­ло­ко­ла .
4) Ира ушла, Ан­дрей так(же) не стал за­си­жи­вать­ся.
5) Во дни ве­се­лий и же­ла­ний я был от балов (без)ума.
12.  
i

Ука­жи­те со­че­та­ния слов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фра­зео­ло­гиз­ма­ми:

1) по­пасть в ис­то­рию
2) по­пасть впро­сак
3) по­пасть в лоб
4) по­пасть в точку
5) по­пасть в пе­ре­плёт
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|... ].

1) Един­ствен­ным его бо­гат­ством на­коп­лен­ным за по­след­ние три года был ве­ло­си­пед.
2) Еже­днев­но пре­сле­ду­ю­щие не­при­я­те­ля вой­ска де­ла­ли пе­ре­хо­ды по трид­цать ки­ло­мет­ров.
3) Наш сад был окружён за­бо­ром то­нув­шим в зе­ле­ни и глу­бо­кой ка­на­вой.
4) На бар­хат­ной ска­тер­ти рас­ши­той ро­за­ми ле­жа­ли тома ста­рых жур­на­лов.
5) Мой конь услы­шав гулко щёлка­ю­щее лес­ное эхо на­сто­ро­жил уши.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Место как будто спе­ци­аль­но пред­на­зна­че­но для уединённых за­ня­тий.
2) К сча­стью Пе­чо­рин был по­гружён в за­дум­чи­вость.
3) Ве­ро­ят­но визит придётся от­ло­жить.
4) Я же вам ка­жет­ся рас­ска­зы­ва­ла о тра­ди­ци­ях этого дома.
5) Од­на­ко тема ва­ше­го ис­сле­до­ва­ния не от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­но­стью.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Из боль­ни­цы мы шли пеш­ком и эта про­гул­ка до­став­ля­ла мне удо­воль­ствие.
2) В ку­стар­ни­ке мельк­ну­ли встрёпан­ные маль­чи­ше­чьи го­ло­вы и по­слы­ша­лись при­глушённые го­ло­са.
3) Я легко пе­ре­лез через из­го­родь ста­ра­ясь не оца­ра­пать руки и на­пра­вил­ся к дому.
4) Ста­рая мель­ни­ца давно сто­я­ла не­по­движ­но и не было возле неё людей или под­вод.
5) За­гре­ме­ли в го­сти­ной чашки и на ве­ран­де за­ши­пел са­мо­вар.
16.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Черёмуха растёт по бе­ре­гам рек_да по скло­нам овра­гов_ да по лес­ным опуш­кам.
2) Рэксу обо­ру­до­ва­ли будку_ и днев­ное время он про­во­дил_ либо в ней_ либо рядом.
3) За печ­кой очень гром­ко поёт свер­чок, не об­ра­щая вни­ма­ния_ ни на мои шаги_ ни на звон чашек.
4) И над рекой_ и над бе­ре­гом_ и над ку­ста­ми всё время ле­та­ли чайки.
5) Какие-то че­ло­ве­че­ские тени_ и кон­ту­ры зда­ний, не­ве­ро­ят­ные ма­ши­ны_ и си­лу­эты де­ре­вьев про­но­си­лись перед нами.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, с ко­то­ры­ми можно со­гла­сить­ся:

1) В пред­ло­же­нии Мы не спеша шли по узкой до­ро­ге су­ще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в форме пред­лож­но­го па­де­жа.
2) Жёстче — это про­стая форма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го же­сто­кий.
3) Чис­ли­тель­ное один­на­дцать по со­ста­ву яв­ля­ет­ся про­стым.
4) Ме­сто­име­ние таков из­ме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и па­де­жам.
5) Вплавь — это на­ре­чие об­ра­за дей­ствия.
18.  
i

Ука­жи­те формы гла­го­ла за­со­мне­вать­ся, для ко­то­рых пра­виль­но ука­за­ны все мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

1) за­со­мне­ва­лась бы — воз­врат­ный, услов­ное на­кло­не­ние, един­ствен­ное число, жен­ский род, тре­тье лицо
2) за­со­мне­ва­ешь­ся — I спря­же­ние, изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, бу­ду­щее время, вто­рое лицо, един­ствен­ное число
3) за­со­мне­вай­тесь — по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние, бу­ду­щее время, вто­рое лицо, мно­же­ствен­ное число
4) за­со­мне­вав­ши­е­ся — дей­стви­тель­ное, про­шед­шее время, мно­же­ствен­ное число
5) за­со­мне­вав­шись — не­со­вер­шен­ный вид, не­пе­ре­ход­ное
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Джин­сы можно смело на­звать_ как спор­тив­ной_ так и клас­си­че­ской одеж­дой.
2) Да­ур­ский ро­до­денд­рон из­дав­на при­ме­нял­ся_ как це­леб­ное сред­ство про­тив рев­ма­тиз­ма.
3) В во­ен­ном учи­ли­ще физ­куль­ту­ра была столь же при­выч­ной дис­ци­пли­ной_ как и ог­не­вая под­го­тов­ка.
4) Ста­рик, ко­то­ро­го вы ви­де­ли се­год­ня у меня в ма­стер­ской, не кто иной_ как барон Ха­у­с­берг.
5) Ваня_ как боль­шой лю­би­тель кино_ не мог удер­жать­ся от со­блаз­на схо­дить на этот фильм.
20.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, для ко­то­рых пра­виль­но ука­зан вид под­чи­ни­тель­ной связи:

1) чи­тать ка­лен­дарь — при­мы­ка­ние
2) что-то стран­ное — со­гла­со­ва­ние
3) серп ме­ся­ца — управ­ле­ние
4) еда всу­хо­мят­ку — со­гла­со­ва­ние
5) прий­ти домой — управ­ле­ние
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­ных зву­ков:

1) впе­ре­меш­ку
2) под­кла­ды­вать
3) пре­лест­ный
4) но­со­рог
5) де­ре­вяш­ка
22.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых син­так­си­че­ские нормы не на­ру­ше­ны:

1) В про­да­жу уже по­сту­пи­ли че­ты­ре новые мо­де­ли ве­ло­си­пе­дов.
2) В кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие не толь­ко учёные из Мин­ска, но и из дру­гих бе­ло­рус­ских го­ро­дов.
3) Сочи при­вет­ли­во встре­чал участ­ни­ков зим­ней олим­пи­а­ды.
4) Ста­тья в га­зе­те пол­но­стью ис­ка­жа­ет дей­стви­тель­ность, ко­то­рую вы со­ве­то­ва­ли про­чи­тать.
5) Во­пре­ки нашим про­гно­зам, все уче­ни­ки спра­ви­лись с этим за­да­ни­ем.
23.  
i

В каких рядах все при­ча­стия об­ра­зо­ва­ны от од­но­го гла­го­ла?

1) мо­ло­тый, мо­лов­ший, ме­лю­щий
2) про­по­ве­ду­ю­щий, про­по­ве­ду­е­мый, про­по­ве­до­вав­ший
3) вос­про­из­ведённый, вос­про­из­во­див­ший, вос­про­из­во­дя­щий
4) под­хва­чен­ный, под­хва­тив­ший, под­хва­ты­ва­е­мый
5) по­лу­ча­е­мый, по­лу­ча­ю­щий, по­лу­чив­ший
24.  
i

Стро­е­ние каких слов со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние?

1) бес­хит­рост­ный
2) при­туплён
3) вспуг­нув­ший
4) на­сло­е­ние
5) за­ку­поч­ный
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Много (апель­син, апель­си­нов) есть вред­но.
2) Наша спортс­мен­ка по­ка­за­ла (более вы­со­кий, более вы­со­чай­ший) ре­зуль­тат.
3) Кошелёк с (пя­тью­ста­ми, пя­ти­ста­ми) руб­ля­ми лежал в сумке.
4) Кроме (него, его) эту за­да­чу никто так и не смог ре­шить.
5) По­че­му ты так мед­лен­но (одеёшься, оде­ва­ешь­ся)?
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Оче­вид­но листва зо­ло­те­ет во время сы­ро­сти и дождя.
2) Ваше вы­ска­зы­ва­ние ла­ко­нич­но и аб­со­лют­но бес­спор­но.
3) Итак рус­ский язык это язык ве­ли­кой ми­ро­вой куль­ту­ры.
4) Вы­пол­нив труд­ную ра­бо­ту он слов­но бы обрёл какую-то не­бы­ва­лую лёгкость и ощу­тил пол­ное уми­ро­тво­ре­ние.
5) Ве­ли­кий рус­ский язык не за­те­ня­ет дру­гие языки а на­о­бо­рот вся­че­ски спо­соб­ству­ет их рас­цве­ту.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях :

1) За­вер­шив ра­бо­ту, хо­ро­шо от­ды­ха­лось в Гре­ции.
2) Стар­шая сест­ра убеж­да­ла его о не­об­хо­ди­мо­сти про­дол­жить учёбу.
3) Ро­ди­те­ли все­гда за­бо­тят­ся и пе­ре­жи­ва­ют даже за взрос­лых детей.
4) Федя спро­сил, что будет ли гроза.
5) В наше время из­ме­нил­ся не толь­ко сам рынок труда, но и под­ход к по­ис­ку ра­бо­ты.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - по­вест­во­ва­ние
4) тип речи - опи­са­ние
5) за­да­ча речи - оха­рак­те­ри­зо­вать му­зы­ку как вид ис­кус­ства.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 4-е и 5-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние с эле­мен­та­ми рас­суж­де­ния
4) за­да­ча речи — опи­сать раз­но­вид­но­сти лесов, встре­ча­ю­щих­ся на тер­ри­то­рии нашей рес­пуб­ли­ки
5) за­да­ча речи — опи­сать кра­со­ту бе­ло­рус­ских лесов, в част­но­сти Бе­ло­веж­ской пущи, и при­звать бе­речь это на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние.
31.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Про­чи­тай­те текст и ука­жи­те вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые точно от­ра­жа­ют со­дер­жа­ние тек­ста:

1)  Жарко на­топ­лен­ная печь не да­ва­ла спать.

2)  От яр­ко­го снега при­хо­ди­лось щу­рить глаза.

3)  Лучи солн­ца иг­ра­ли раз­но­цвет­ны­ми крас­ка­ми на сте­нах.

4)  На мо­ро­зе хо­ро­шо ощу­ща­лось би­е­ние серд­ца.

5)  Сгу­щен­ка, чай и хлеб  — вот и весь зав­трак.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны на­рав­не с лю­дь­ми сра­жа­лись и жи­вот­ные. (2) Вер­блю­дов стали брать в армию не от хо­ро­шей жизни. (3) Когда в Аст­ра­хан­ской об­ла­сти пе­ре­би­ли всех ло­ша­дей, не­ко­му стало та­щить ар­тил­ле­рий­ские сна­ря­ды и по­ле­вую кухню. (4) Мно­гие дву­гор­бые, вы­со­кие и слиш­ком мед­ли­тель­ные, по­гиб­ли в пер­вые же дни служ­бы, став лёгкой ми­ше­нью. (5) Од­на­ко были такие, кто му­же­ствен­но вы­тер­пел все тя­го­ты сол­дат­ской служ­бы, уце­лел и дожил до по­бе­ды.

(6) Вер­блю­ды Маша и Миша про­ша­га­ли со своим ар­тил­ле­рий­ским расчётом 902-го стрел­ко­во­го полка до Бер­ли­на. (7) А когда гвар­дей­ский кор­пус одним из пер­вых ока­зал­ся у рейхс­кан­це­ля­рии, вер­блю­ды не­воз­му­ти­мо под­во­зи­ли ору­жие, тем самым за­щи­щая во­и­нов, во­дру­жав­ших Знамя По­бе­ды над Рейхс­та­гом. (8) Машу и Мишу не пу­га­ли ни раз­ры­вы сна­ря­дов, ни свист пуль, ни тяжёлый гул ору­дии, ко­то­рый даже люди пе­ре­но­си­ли с тру­дом.

(9) После окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, во время пе­ре­дис­ло­ка­ции со­вет­ских войск, штаб­ное на­чаль­ство ве­ле­ло от­пра­вить жи­вот­ных на бойню, но ар­мей­цы по­тре­бо­ва­ли найти дру­гое ре­ше­ние. (10) И ге­ро­и­че­ских жи­вот­ных, с ко­то­ры­ми бойцы де­ли­ли скуд­ный паёк и тя­го­ты войны, оста­ви­ли в Бер­лин­ском зоо­пар­ке.

(11) А в 2008 году скром­ным тру­же­ни­кам Маше и Мише, при­бли­жав­шим День По­бе­ды в меру своих сил, в го­ро­де Ах­ту­бин­ске уста­но­ви­ли брон­зо­вый па­мят­ник. (12) Так уве­ко­ве­чи­ли му­же­ство, ге­ро­изм и тро­га­тель­ную друж­бу че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го.

Опре­де­ли­те падеж су­ще­стви­тель­но­го, вы­де­лен­но­го во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же (на­при­мер, да­тель­ный).

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 2—3 гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 2-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Па­по­рот­ни­ки  — это древ­ней­шие рас­те­ния, по­явив­ши­е­ся около 400 мил­ли­о­нов лет назад. (2) Ги­гант­ские па­по­рот­ни­ко­вые рас­те­ния во мно­гом опре­де­ля­ли облик пла­не­ты в конце па­лео­зой­ской  — на­ча­ле ме­зо­зой­ской эры.

(3) Со­вре­мен­ные па­по­рот­ни­ки силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам, жиз­нен­ным цик­лам, осо­бен­но­стям стро­е­ния. (4) Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние па­по­рот­ни­ков по зем­но­му шару обу­слов­ле­но устой­чи­во­стью к пе­ре­увлаж­не­нию, гро­мад­ным ко­ли­че­ством про­из­во­ди­мых спор. (5) Па­по­рот­ни­ки встре­ча­ют­ся в лесах, в рас­се­ли­нах скал, на бо­ло­тах, в реках и озёрах, на сте­нах го­род­ских домов. (6) Но самое их боль­шое раз­но­об­ра­зие  — в ме­стах, где тепло и сыро: в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках.

(7) Упа­по­рот­ни­ков ещё нет на­сто­я­щих ли­стьев. (8) То, что у па­по­рот­ни­ка на­по­ми­на­ет лист,  — это не лист, а целая си­сте­ма вет­вей, рас­по­ло­жен­ных в одной плос­ко­сти.

(9) Зна­че­ние па­по­рот­ни­ков в жизни че­ло­ве­ка не так ве­ли­ко по срав­не­нию с се­мен­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

(10) Не­ко­то­рые па­по­рот­ни­ки упо­треб­ля­ют­ся в пищу, на­при­мер стра­ус­ник обык­но­вен­ный. (11) Од­на­ко мно­гие их виды ядо­ви­ты. (12) Наи­бо­лее ток­сич­ны­ми из про­из­рас­та­ю­щих в сред­ней по­ло­се па­по­рот­ни­ков яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли рода ици­тов­ни­ков. (13) Экс­трак­ты из щи­тов­ни­ка ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­ци­не.

(14) С де­вят­на­дца­то­го века па­по­рот­ни­ки ис­поль­зу­ют как ком­нат­ные рас­те­ния. (15) Ор­хи­деи часто вы­ра­щи­ва­ют в почве, со­дер­жа­щей густо пе­ре­плетённые тон­кие корни па­по­рот­ни­ка.

(16) Ство­лы дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков слу­жат в тро­пи­ках стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, а на Га­вай­ях их крах­ма­ли­стую серд­це­ви­ну ис­поль­зу­ют в пищу.

Най­ди­те в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Рань­ше ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру на­зы­ва­ли изящ­ной сло­вест­но­стью, подчёрки­вая этим, что под­лин­ная ху­до­же­ствен­ность опре­де­ля­ет­ся об­раз­но­стью и вы­ра­зи­тель­но­стью языка.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   от­ны­не

Б.   га­зо­снаб­же­ние

В.   по­явить­ся

Г.   бла­го­звуч­ность

1.   при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

2.   при­ста­воч­ный

3.   пост­фик­саль­ный

4.   суф­фик­саль­ный

5.   сло­же­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

По­ставь­те уда­ре­ние в сло­вах и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  До­су­ха.

Б.  Кра­пи­ва.

В.  Об­лег­чить.

Г.  Сли­во­вый.

1.  Уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог.

2.  Уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.

3.  Уда­ре­ние па­да­ет на тре­тий слог.

39.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  за­но­во

Б)  по­гру­зоч­ный

В)  пла­ку­чий

Г)  при­сво­ить

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  При­каз вы­сту­пать на­зав­тра об­ра­до­вал всех моих спут­ни­ков. Б.  Вода в род­ни­ке не толь­ко хо­лод­на, но и хру­сталь­но чиста.

B.  Надо ис­крен­не лю­бить и бе­реж­но хра­нить те об­раз­цы рус­ско­го языка, ко­то­рые до­ста­лись нам в на­след­ство от пер­во­класс­ных ма­сте­ров. Г.  К на­ча­лу но­во­го учеб­но­го года столы мыли с осо­бой тща­тель­но­стью: хо­те­лось по­ра­до­вать уче­ни­ков чи­сто­той.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.